понедельник, 23 июня 2008
Если честно, когда мяу только пришла на ИМ-ХО, мяу была в полном восторге. Мяу зачитывалась «идеально отстойными фиками» и комментариями к ним.
Еще бы, то, что раньше вызывало разочарование, стало поводом для смеха и источником хорошего настроения.
Однако, чем больше мяу читала, тем больше понимала, что уровень критики зачастую не выше уровня фиков на которые она написана.
Основные и сразу бросающиеся в глаза критические ошибки:
читать дальше1. О знаке «равно».
«Мне не понравилось» и «Плохой текст» - это не одно и то же.
2. Стеб над устойчивыми образными выражениями русского языка.
Уважаемые, критики! «Стоять под дверью» и «опускать глаза» - это исторически сложившиеся выражения. Любой, кому они режут глаза, литературно безграмотен.
Язык – это сложная, образная система. Если Вы не в состоянии отличать ляпы от стилистических приемов, Вам надо не писать критику, а читать книги.
3. Буквальное понимание текста.
Даже не знаю что сказать.
Когда мяу видит, что критик берет метафору и начинает над ней смеяться (например, «окровавленное солнце» - «ха-ха! Солнце в крови! Новый ужастик!». Даже инфузории туфельке понятно, что это про закат), мяу хочется сделать с критиком что-то нехорошее.
Поймите одну простую вещь – любой литературный прием, вырванный из контекста, если воспринимать его буквально, будет звучать как полный бред. Потому что он не рассчитан на буквальное понимание.
У текста много слоев, много уровней. Есть уровень образов и уровень символов. Если Вы можете воспринимать слова только в их прямом значении, Вам не место среди критиков. Да и среди читателей тоже.
4. «Его рука сжалась в кулак» - ХА-ХА-ХА!! Рука сама сжалась!!
Люди, которые не пишут, редко понимают, зачем писатель использует выражения вроде «ее пальцы игриво пробежались по клавишам фортепиано». Люди, которые не пишут, не знают, что иначе им пришлось бы читать текст в котором «она села, она открыла крышку фортепиано, она дотронулась пальцами до клавиш, она начала играть».
Можно ли без «предметов, которые действуют»? Можно. Но читать этот примитивизм нельзя. Имхо.
5. Одежда.
«За соседним столом сидела девушка в белом жилете». Любой, кто прочтет эту фразу вне контекста и представит себе картинку из хентая, будет по-своему прав.
Любой критик, который начнет подобное высмеивать, покажет свою литературную неграмотность.
Специально для людей, которые не пишут и никогда не будут: писатели, как правило, не описывают одежду персонажей (особенно второстепенных) потому что никто не захочет это читать! Потому что это перегрузит текст абсолютно лишним, никому не интересным описанием и нарушит ритмику повествования. Люди «в галстуках и ботинках» - это необходимость, а не прихоть.
Ну и напоследок:
Уважаемые критики! Не думайте, что критиковать легче, чем писать.
Это также сложно, порой даже сложнее. Если вы не умеете писать, не беритесь за критику.
Поймите, чтобы критиковать грамотно, мало уметь читать. Нужно знать механику писательства, знать ее досконально. Нужно уметь отделять уместные метафоры от неуместных, нужно определять стилистические приемы в произведении, нужно слышать и ритмику, и мелодию текста. Анализ должен быть комплексным. Нельзя вырвать из произведения часть и посмеяться над ней. Это безграмотно.
Прежде чем сказать «а вот тут ляп! Ура! Ляп!!», Вы должны точно знать, что можно было по-другому. Более того, Вы должны знать, КАК нужно было.
Текст – это симбиоз многих частей. Слова в их буквальном значении перемежаются образами, различными словесными конструкциями и стилистическими приемами. У текста есть ритмика, мелодия, идея, цель, задача, сверхзадача, завязка действия, развитие действия, кульминация и развязка. Если Вы не в состоянии выделить все это в произведении и оценивать это все вместе, Вам не место среди критиков.
Да, большинство читателей не заметят глупости в Ваших комментариях. Они посмеются и скажут Вам спасибо. Зато все остальные будут знать, что как критик Вы не лучше тех авторов, которых высмеиваете.
@темы:
одобрено модератором
и я бы хотела вас поблагодарить. За формулировку))
да, конечно)
что касается меня, то моя нетерпимость к критике, это на самом деле не нетерпимость к критике как таковая, это равнодушие к ней. и я против мнения, что она необходима для самосовершенствования. я могу пояснить почему, но для этого потребуется простыня. (хотя может быть, я просто хочу написать простыню)
дело в том, что я не писатель, я дизайнер. в прямом смысле этого слова - это моя профессия.
я не стану говорить, что я хороший дизайнер или плохой, сейчас речь вовсе не об этом.
есть люди, которые говорят, что я хорошо пишу. это приятно и я рада, что есть те, кто так думает. но я пишу так же как другие люди читают. опять же это не метафора, для меня эти два процесса взаимозаменяемы. если мне в голову приходит что-то, что я с радостью бы почитала, я это пишу. первую и единственную цель, которую я себе ставлю, чтобы это было мне интересно. причем не текст, а его написание. мне нравится сам процесс, и пишу я ради процесса. часть написанных мною фиков, я не читала. вообще. я рассматриваю в своих текстах какую-то идею, или просто развлекаюсь с персонажами, но я не ставлю себе цели писать хорошо. не ставлю цели кому-то что-то открыть или кому-то понравиться.
это хобби. по крайней мере, если речь о фанфикшене. потому я равнодушна к критике хоть конструктивной, хоть нет.
представьте, что вы рисуете в своей тетради. сидите и рисуете в своей тетради. потом сканируете листик и помещаете его у себя на дневнике. вы не пишите, что этот листик произведение искусства, не требуете призвания и места в третьяковской галерее, и даже если делитесь этим листиком где-нибудь на сообществе, не пишете, что он понравится всем.
я, будучи дизайнером, могу скривить нос на ваш отсканированный листик или же конструктивно указать на погрешности композиционного решения, невыразительные моменты графики, отсутствие плановости или цельности произведения. скажите, вы всерьез стали бы прислушиваться к мразматику, который взглянув на бессмысленные почеркушки на полях, принялся парить вам мозги на тему того, что "а вот эта закорючка выбивается из общего характера окружающей графики, ее надо убрать, она ведь никаким дополнительным элементом вокруг не поддержана". я бы на вашем месте не стала.
я пишу примерно так же, как другие черкают в тетрадках. я не ставлю себе задачи писать лучше, потому не прислушиваюсь к критике. но объективно, сейчас я пишу лучше, чем писала четыре года назад и намного лучше, чем когда только начала. за это время я игнорировала тапки и советы. на своем опыте я говорю вам, что как минимум в случае одного человека возможно игнорировать критику и совершенствоваться.
офф: правда, им-хо, думаю, не надо поддерживать) им-хо прекрасно выживет и без поддержки мяу. я тут так, не более, чем девочка, которая высказала мысли масс (с)